толик с прибором (npubop) wrote,
толик с прибором
npubop

О войне, пропаганде и многом другом

Дело в том, что весной 2014 года изначальный расчет делался на то, что в России удастся через военкоматы мобилизовать добровольцев из числа сержантского состава спецназа и ВДВ. Причем исключительно из провинции, Москва и Питер были исключены из списка. Людям предложили денежное содержание в размере 40-45 тысяч рублей. Это была негласная государственная политика, и она провалилась. Не буду приводить цифры, скажу только, что в ряде очень крупных областей с населением в 2-3 миллиона было что-то вроде плана. И план этот не был выполнен даже на 5-6%. Поэтому и возникла необходимость в так называемых отпускниках, "заблудившихся".

- Как думаете, почему большинство людей не пошли воевать в Украину?

- Как мне говорили некоторые из них, "когда мы воевали в Чечне, все было понятно. А воевать с украинцами (среди которых, скажу от себя, много этнических русских) - это нам совершенно непонятно".

Поэтому еще весной и летом 2014, когда стало понятно, что эта идея не срабатывает, акцент пришлось сменить. То есть мобилизационный потенциал этой идеи - не превышает 1,5-2% населения; это те, кто говорит: "Да, мы хотим восстановления имперских границ России и прочего". Но когда речь заходит о том, чем вы, господа, готовы для этого пожертвовать? - энтузиазм затухает. Знаете, соседями у нас многие готовы пожертвовать - что в России, что в Украине. Но пожертвовать своей семьей, собой - нет.

Мобилизационный потенциал изначально был невелик, а за 2 года он истрепался. Всем, включая самых недалеких и наивных, стало понятно, что никаких русских республик в Донецкой и Луганской областях не получилось; что там воспроизведено некое подобие России, причем в значительно ухудшенном варианте. Что там установлены военно-полицейские диктатуры, и никакой свободы, никакой земли, с которой можно было бы начать "русское освобождение", там нет и в помине.

В итоге ни у кого никаких иллюзий не осталось.

- Зато остались на Донбассе некоторые люди. Почему?

- Во-первых, некоторым возвращаться некуда. А во-вторых, люди ведь никогда не признают собственных ошибок и заблуждений. Они всегда будут говорить, что, да, что-то пошло неправильно, что-то помешало, но давайте еще подождем.

- Поговорим о том, как видоизменилась за последние годы путинская пропаганда. Если раньше мы наблюдали какое-то передергивание фактов, излишний публицистический задор, однобокое использование аргументов, то события в Крыму и на Донбассе продемонстрировали новую практику: конструирование иной реальности, попросту выдумывание сюжетов. Отсюда - истории о распятых мальчиках, сбиваемых снегирях, теперь вот - крымская история. Скажите, на заграничную аудиторию этот подход еще имеет какое-то воздействие? Или же это - сугубо внутренний проект?

- Нет, эта пропаганда ориентирована на внутреннюю, российскую, аудиторию. Украина большей частью от этой пропаганды закрылась, запретив у себя вещание российского телевидения. Плюс, конечно, в Украине за эти два года выработался весьма основательный информационный иммунитет.

Дело еще и в том, что возможности России повлиять на западную аудиторию не столь велики. " Russia Today " есть, но, несмотря на изрядное государственное финансирование, охват аудитории " RT " на Западе - мизерный. Более того, если в 2014 году и до этого аудитория этого канала на Западе росла, то сейчас она снижается. " RT " может влиять на аудиторию во внезападном мире: Латинская Америка, арабские страны (по крайней мере, до российского участия в войне в Сирии). Но согласитесь: для российско-украинских отношений эти территории совершенно некритичны. Более того, могу сказать, что на Западе очень преувеличивают влияние российской пропаганды. Объясню, почему. Что Россия по-настоящему эффективно делает - это работа в социальных сетях, работа в Интернете. Поскольку эта стратегия координируется и осуществляется на государственном уровне, и ни одна из стран позволить такого себе не может. Это, конечно, производит на западных аналитиков и политиков очень сильное впечатление - когда в Фейсбуке и Твиттере они встречаются с очень серьезной, массированной поддержкой российской позиции и российской интерпретации. И срабатывает эффект снежного кома: всегда есть значительная аудитория, которая будет готова распространять ту или иную позицию, потому что она необычна, нетривиальна. В первую очередь это, кстати, относится к конспирологической позиции. Многие люди, которые, так или иначе, поддерживают ту или иную точку зрения, выдвигаемую из России, относятся к тем, кого большевики в свое время называли "полезные идиоты".

И когда Запад с этим столкнулся, он был ошарашен; мне об этом говорили западные коллеги-эксперты. Но речь идет только о целенаправленной работе в социальных медиа, где за счет сравнительно небольших финансовых затрат и специально подготовленных людей вы можете вызвать этот эффект.

- Объясните, чего больше в успешном эффекте воздействия путинской пропаганды на внутреннюю аудиторию: упора на имперские архетипы или ставки на то, что людям изначально комфортнее чувствовать себя на стороне позитивной силы, борющейся со злом (фашистами, карателями и т.п.), и за счет этого они готовы этой пропаганде верить?

- В вашем предположении уже заложен ответ, верно и то, и другое. Но главное - это то, что пропаганда носит массированный характер. Когда по всем каналам направляется одно и то же послание. Формально в России существует некое информационное разнообразие: есть Первый канал, "Россия", НТВ, Рен-ТВ…Но это разнообразие не ведет к плюрализму. Потому что вы получаете одно и то же послание под разными соусами. Представляете себе ваши ощущения? Вы переключаете с канала на канал - и разные эксперты в разных сюжетах и с разными интонациями говорят одно и то же! Вот это и есть создание той самой альтернативной реальности, о которой мы говорили. Вам гораздо легче ее создать, если вы контролируете основные информационные каналы. В тех же Соединенных Штатах такое не получится, потому что, к примеру, Fox News будут за Трампа, а CNN - за Хиллари. А здесь, в России, сказывается государственный контроль над телевидением: при видимости разнообразия вы направляете сущностно единое послание. А дальше уже начинается работа с когнитивными искажениями. Люди хотят быть на стороне большинства…

Еще одно обстоятельство, которое помогло все это реализовать: Россия извлекла серьезные уроки из пятидневной войны за контроль над Южной Осетией. Тогда, по всеобщему признанию, Россия, одержав военную победу, проиграла войну информационную. После чего были сделаны выводы - и в 2014 мы увидели, какие именно. Потому что даже для меня как человека, который видел советскую пропаганду и профессионально занимается изучением пропаганды, - даже для меня эта мощь первых месяцев была, скажу честно, совершенно неожиданной! Та скоординированность, тот хлынувший вал - все это было беспрецедентно. И с профессиональной точки зрения это вызывало уважение, а с обывательской - оторопь. Потому что эта реальность захватывает вас и начинает втягивать.

Но уже тогда я говорил, что у любой пропаганды есть свой срок действия. Усталость от Украины появилась уже в 2015 году. Стали появляться новые темы, и, хотя телевидение пыталось варьировать, - все равно эта мобилизующая пропаганда истощает человеческую психику. Люди начинают от нее закрываться, потому что нельзя жить в состоянии истерики.

(с) Валерий Соловей, Евгений Кузьменко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments