толик с прибором (npubop) wrote,
толик с прибором
npubop

Category:

Кем не будет президент

Что на самом деле сможет сделать будущий глава государства? Очень немногое, но это важные вещи

Настоящая демократия — это когда неизвестно, кто будет следующим президентом. С учетом погрешности опросов, высоких антирейтингов, внезапных взлетов и падений, большого числа неопределившихся и крайне высоких ставок в предвыборной гонке действительно трудно это предсказать. Однако кто бы ни занял кресло главы государства, существует множество ограничений, о которых мало кто задумывается.

Во-первых, будущий президент не станет тем, кто быстро изменит страну. Мы живем в парламентско-президентской республике, где президент без парламента почти ничего не может сделать (и такое уже бывало). Способность нынешнего парламента принимать значимые для модернизации страны законы нам известна, а значит, шанса на быстрые изменения нет. Новый парламент обещает быть еще более мозаичным и хаотичным, еще менее работоспособным. Поэтому обещания быстро принять много хороших законов — пустые.

Во-вторых, будущий президент не станет тем, кто закончит войну. Крайний вариант — капитуляция на условиях Кремля — вовсе не означает окончания войны, но лишь ее эскалацию. Ведь капитуляция неприемлема для большинства украинцев, и значительная их часть продолжит борьбу. Тем более переговоры на условиях не капитуляции, а компромисса будут длительными и сложными. Вполне возможно, на это уйдет целый президентский срок, а в случае успеха демилитаризация зоны конфликта растянется еще минимум на несколько лет.


Детская вера в чудо, во всесильного героя — не лучший советчик
В-третьих, будущий президент не станет человеком, который быстро пересажает всех коррупционеров и врагов народа. Даже если начать судебную реформу заново, это потребует нескольких лет. А ведь еще нужно реформировать прокуратуру и органы следствия. Кстати, многие граждане весьма позитивно относятся к тому, что Администрация президента командует судьями, но только если из АП будет команда посадить плохого человека или отпустить хорошего, а не наоборот (кто плохой и кто хороший, всем давно очевидно). Весьма показательный симптом общего правосознания граждан.

В-четвертых, будущий президент не станет тем, кто быстро разберется с олигархами. Это длительный и сложный процесс, связанный с изменением правил игры в экономике, политике и медиа. Правила игры меняет парламент (смотри пункт первый). Даже сильное давление президента не сделает этот процесс быстрым.

Вера во всесилие президента основана на представлении о режиме Януковича, который действительно изменил Конституцию, став полновластным царем. В нынешней парламентско-президентской республике сила президента основывается не на Конституции, а на многочисленных союзах, причем союзниками обычно являются те, кто нам не нравится (олигархи, региональные бароны, силовики), но обладает реальными рычагами власти. Президент, настроенный на решительные изменения, должен для этого вступать в союз с людьми, против которых эти изменения направлены.

Вера во всесилие президента основана на незнании Конституции, хотя ее совсем несложно найти и прочитать.

Вера во всесилие президента основана также на иррациональных ожиданиях героя, который всех спасет, — а значит, нам ничего не придется делать самим, можно положиться на него. В нынешних условиях любой кредит доверия герою будет быстро растрачен, ведь он не сможет оправдать ожиданий, изложенных выше в четырех пунктах. Детская вера в чудо, во всесильного героя — не лучший советчик.

Кто бы ни стал следующим президентом, он или она сможет мало, хотя бы уже потому, что имеет высокий антирейтинг, а значит, не будет президентом всех украинцев.

Что же действительно сможет будущий президент? Очень немногое, но это важные вещи.

Во-первых, открыто и честно вести коммуникацию с обществом. Без лжи, насмешек, пустых обещаний, поиска врагов. В духе черчиллевской речи, с обещаниями долгого пути, крови и пота. Мало кому понравится, гарантирую. Зато соберет вокруг президента активное гражданское общество.

Во-вторых, будущий президент сможет ускорить реформу армии. Продвигать честных офицеров с боевым опытом, убрать паркетных генералов, ускорить внедрение стандартов НАТО, реформировать оборонный сектор и превратить его в драйвера всех институциональных изменений в стране, продолжить и расширить сотрудничество с западными партнерами в сфере безопасности.

В-третьих, будущий президент сможет продолжить дипломатическую войну, выстраивая отношения с ближними и дальними партнерами, продвигая Украину и ее интересы, украинскую культуру и экспорт.

Эти три пункта — уже немало.

Говорят, умение строить правильные ожидания отличает взрослого человека от ребенка. Очень важно выбирать президента, основываясь не на том, чего он или она не сможет сделать, а на том, что сможет и должен.

Отсюда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments