толик с прибором (npubop) wrote,
толик с прибором
npubop

Category:

О катастрофе Ту-154 над Черным морем

– Вы известны тем, что вели дело о якобы сбитом украинской ракетой над Черным морем самолете Ту-154. Расскажите о нем, пожалуйста.



– Это сложное интеллектуальное дело, где очень много технических вопросов, которые надо очень глубоко и тщательно изучать. Скромно предположу, что в некоторых вопросах применения зенитно-ракетного комплекса С-200 я поднаторел неплохо, а также в радиолокации и так далее. Первое мое авиационное дело (мне тогда всего 20 исполнилось) – это катастрофа в Салониках. Никто не верил, что мы в греческих судах докажем, что виноваты греческие диспетчеры, Греческое государство. Но у нас получилось.

На меня также произвела большое впечатление катастрофа в Скнылове в 2002 году. Потому что я считал тогда, да и сейчас считаю, что взвалить всю вину на пилотов в тех обстоятельства было несколько неправильно. Было допущено множество серьезных организационных ошибок со стороны украинских авиационных властей. В комплексе эту систему никто нормально не рассматривал. Люди видели на экранах, что упал самолет и просто скосил множество зрителей авиашоу. Ну, как бы «ясно», что кто за штурвалом, тот и виноват. Это и легче всего скормить. Все остальное – это сложности и детали.

Я привык смотреть на любую авиакатастрофу как на системное событие, где причина может находиться довольно далеко от следствия. Не обязательно, что событие, которые стоит в цепочке предыдущим, повлияло на случившееся. Все могло начаться значительно раньше. В Греции, например, было именно так. И мне не очень, как проходило скниловское расследование. И я написал в «Украинской правде» большую статью. Я там задал простые вопросы: а что делал самолет там, где его могла достать ракета? Все ли тут в порядке с организацией воздушного движения? Кто был ответственен за этот район воздушного пространства над открытым морем? Тогда я и представить не мог, что с ракетой все тоже очень странно, что нас информационно уже напичкали множеством фейков.

Напомню, что это был российский самолет российский был, он летел из Израиля, это авиакомпания «Сибирь». Короче говоря, пригласили заниматься этим делом. И в 25 лет, в конце 2002 года, я стал представителем Кабинета министров, вместе с коллегами Алешиным и Макаровым. И когда я ушел из «Кисилей» [юркомпания «Василь Кисиль и партнеры» – The Page], продолжил тащить это дело в разных его итерациях бесплатно.

Были иски родственников пассажиров и пилотов в Печерском суде. Дела в основном закончились апелляционным пересмотром в 2008 году. С 2004 года был также иск авиакомпании «Сибирь» в хозяйственном суде. В этом направлении все закончилось, по-моему, весной 2013 года — как ни странно, в ЕСПЧ, с жалобами (что говорит о качестве рассмотрения). В принципе, об этом деле можно рассказывать часами.

– Так кто мог сбить этот самолет?

– Мы в целом опровергли возможность поражения этого самолета ракетой при ее нормальном, штатном наведении. С-200 – это зенитно-ракетная система полуактивного наведения. Это как в темной комнате посветить узенькой лазерной указкой: куда ты подсвечиваешь, туда ракета и летит, только волны в данном случае не световые, а радио. Радиолокатор излучает на земле сигнал, направленный на цель, головка самонаведения ракеты принимает его отражение, воспринимает определенным образом его параметры с учетом эффекта Допплера, и ракета постоянно направляется в упрежденную точку встречи с целью.

– Мы в принципе опровергли возможность поражения этого самолета ракетой при ее нормальном, штатном наведении.
Почему с самого начала все специалисты считали этот случай крайне странным? Приведу понятный пример. У «Бука» и у С-200 алгоритм наведения один и тот же. Только «Бук» – более модернизированная система, у него есть ряд новшеств. Но метод наведения у них – один и тот же. И всегда это происходит при нормальных условиях – на встречном курсе цели в упрежденную точку. «Боинг» в какой точке «Бук» поразил? Конечно же, поражение произошло в районе кабины. И это естественно, потому что это энергетически наиболее эффективно. Это и с точки зрения масштабов поражения более эффективно, потому что накрывается экипаж, полем поражающих элементов накрываются двигатели.

Ту-154 почему-то на встречном курсе был поражен в заднюю полусферу – над хвостом, что является нонсенсом. Несмотря на все странные траектории, которые рисовали наши русские «друзья», так не бывает. И мы заново моделировали этот процесс – с самого начала, с захвата учебной цели и начала наведения, пуска, срыва наведения, возможности захвата другой цели (Ту-154 или еще чего), на дальнейших этапах полета ракеты, при подходе к цели, сбросе автоматического самонаведения, инициации радиовзрывателя, определении области подрыва. Необходимые для каждого из этих этапов при стрельбе по Ту-154 условия не выполнялись. Просто так не бывает – с точки зрения физики, радиолокации.

Мы пробовали рассматривать события после каждого этапа с точки зрения «допустим, бывает, пойдем дальше». И все равно на следующем этапе условия не выполнялись. Дальше-дальше-дальше – и вот этих «не бывает» накопились десятки. По радиолокации (а она тут первична, от нее все зависит) вообще ничего не получается, по баллистике очень большие вопросы. Вплоть до того, что, например, взрывчатое вещество состоит из гексогена – на 80%, из тротила – на 20%. Нашли какие-то шарики…

Так вот, на этих шариках тротил есть, а гескогена нет. Дело в том, что в этой ракете поражающие элементы – обычные шарики от шарикоподшипников. Но есть проблема – нет ни одного элемента внешней обшивки, кроме обтекателя носового радиолокатора. Он должен быть радиопрозрачный, соответственно, это какой-то пластик. На нем нет вообще никаких поражений. Сделать однозначный вывод о направлении движения шариков по тем материалам и частям, которые нам предоставили, было невозможно. Потому что присутствовало разностороннее движение, и далеко не всегда можно было говорить, что оно рикошетирующее. Потому что при рикошете шарик деформируется как-то, и не может получиться идеально круглое отверстие. По диаметру шарика оно тоже не может получиться. Есть такие отверстия и в потолочной панели с направлением снизу-вверх. Хотя подрыв, по русской версии, произошел сверху. Только внешняя обшивка могла бы дать ответ на вопрос, двигались поражающие элементы снаружи или изнутри.

– И какой может быть вывод?

– Вывод простой. Та версия, которая была предложена, не состоятельна. Опровергнуть это своей доказательной версией (поскольку нет внешней обшивки, нет того, сего, пятого-десятого), к сожалению, не представляется возможным.

– Если говорить не о судебном решении, а лично ваша версия, – на что это больше похоже?

– Вариантов два. Первый – аномальное наведение какой-либо подобной ракеты. Хотя это опровергается шариками, на которых нет того, что должно быть, если речь идет о ракете: гексогена на них нет, только тротил. (Но тротила в боевой части ракеты 20%, а гексогена 80%.) Есть разница в шариках, найденных на месте катастрофы, и шариках из ракеты такой же партии. Она небольшая, но она есть и имеет значение: обычно партия шариков должна быть одна и та же. Опять же разнонаправленное движение – это очень странно. Траектория. Какое-то аномальное наведение может быть теоретически, если вдруг на борту появился некий источник, который или давал широкий спектр сигналов, или давал необходимый сигнал. Хотя, по нашим расчетам, украинская ракета, при тех условиях, которые были, должна была упасть где-то в километрах ста, а самолет был в 240 км. По своим ТТХ, она, конечно, может достигнуть этого места, но только при определенных условиях.

Более того, сложно говорить о точном месте катастрофы и поражения, поскольку местонахождение внешней обшивки на дне моря неизвестно до сих пор. Есть еще несколько интересных нюансов. На больших дальностях по большой цели стрелять сложнее, чем по маленькой. Потому что у большой цели (типа «бомбардировщик, к которому относится и Ту-154) энергетический центр, на который наводится ракета, выносится на 2 – 3 корпуса влево, вправо, вверх, то есть он «гуляет». Плюс имеет значение турбинный эффект двигателей. Подрыв в таких условиях происходит значительно дальше.

Мы считали, какой должна была быть дальность подрыва. Она должна была быть значительно большей – не 15 метров, а более 100. Потом считали вероятность попадания энного количества шариков при таком подрыве, и тоже получались совершенно несопоставимые единицы с теми 404 пробоинами, которые были обнаружены. Таким образом, аномальное наведение ракеты тоже представляется довольно проблематичным.

Остается теракт на борту?

Мы купили в свое время две коробки шариков, два кубика очень тяжелых. И там было примерно 2000 шариков двух соответствующих диаметров, то есть впятеро больше, чем пробоин. Весь этот металл легко раскладывает в пакет-зиплок среднего размера, который несложно разместить где-нибудь в районе хвоста. Шарик – отличная аэродинамическая форма, нередко применяется в начинках различных «адских машинок». Так вполне могло быть и тут.

Там еще много про судебную реформу и про текущий реванш
https://thepage.com.ua/interview/revansh-nachalsya-poltora-goda-nazad-uvolennyj-chlen-vkks-o-tom-chto-proishodit-v-sudebnoj-sisteme
Tags: Ту-154
Subscribe

  • Незнайка на Луне

    Не успели мы самую малость зачмырить руснявый космос, как тут же Рогозин не заставил себя ждать и выдал очередную хохму: «Роскосмос» планирует…

  • Диды убивали

    У кацапов сегодня очередной повод погордиться дидами и нажраться стекломоя. 15 Декабря 1937 года НКВД начал греческую операцию - массовые репрессии…

  • Патамушта империя

    Почему некоторым россиянам кажется, что русским в Украине невмоготу выучить к своему русскому ещё и украинский? Потому что, приехав, например, в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Незнайка на Луне

    Не успели мы самую малость зачмырить руснявый космос, как тут же Рогозин не заставил себя ждать и выдал очередную хохму: «Роскосмос» планирует…

  • Диды убивали

    У кацапов сегодня очередной повод погордиться дидами и нажраться стекломоя. 15 Декабря 1937 года НКВД начал греческую операцию - массовые репрессии…

  • Патамушта империя

    Почему некоторым россиянам кажется, что русским в Украине невмоготу выучить к своему русскому ещё и украинский? Потому что, приехав, например, в…