толик с прибором (npubop) wrote,
толик с прибором
npubop

Categories:

Как русская смекалка вертолёты совершенствовала

В далёком 1959 году Хрущёв побывал в гостях у Эйзенхауэра, который на свою голову покатал кукурузоведа на вертолёте Сикорского S-58.

Хрущёв от ощущений полёта кончил несколько раз прямо в салоне вертолёта. После полёта Хрущёв слёзно выпрашивал такой же вертолёт себе, и таки выпросил. Эйзенхауэр разрешил сделку, что вызвало шок у разработчиков и эксплуатантов S-58. Ветераны "Сикорский Эркрафт" до сих пор помнят, как лихорадочно пытались заменить на вертолете для СССР суперсовременное оборудование на более примитивное. Разумеется, сделать это было не возможно. В дополнение ко всему, конкуренты "Сикорского", фирмы "Вертол", "Хиллер" и "Белл" потребовали от госдепартамента равных условий в торговле с "красными".

Для выбора техники в США вылетели председатель ВПК Н.С.Строев и М.Л.Миль, выбравшие S-58 и "Вертол" V-44. Решили купить по две машины каждой фирмы. По контракту, подписанному в марте 1960-го, американцы обязывались обучить советских специалистов. Под видом механиков (не наебёшь - не проживёшь) фирме Сикорского "достались": заместитель главного конструктора Московского вертолетного завода В.А.Кузнецов, начальники летно-испытательной станции Д.Т.Мацицкий, отдела трансмиссий А.К.Котиков и отдела устойчивости и управляемости С.Ю.Есаулов (он же переводчик). Курс для "механиков" в Бриджпорте вели главные специалисты фирмы.

"Милевцев" особенно заинтересовали автопилот и система улучшения устойчивости. Имевшиеся в то время автопилоты работали в основном на установившихся режимах и, по сути, были гиростабилизаторами. В режиме автопилота летчик через органы управления уже не мог воздействовать на машину. Существовали как бы параллельно две системы, действовавшие по очереди - либо летчик, либо автопилот. На S-58 же была установлена система автоматической стабилизации с последовательными рулевыми машинками. Автопилот мог работать в течение всего полета. В результате летчик как бы получил летательный аппарат с принципиально новыми пилотажными характеристиками. Только при таких автопилотах пилоты признали вертолет столь же приятным в управлении, как и самолет.

Советских специалистов восхитила высокая весовая культура S-58, понравились им и хороший доступ ко всем агрегатам и удобство эксплуатации. Советских специалистов поразил и пилотаж S-58, вернее отсутствие многих ограничений. Например, в СССР летчиков учили посадке на авторотации с задросселированным двигателем, не выключая его. Кроме того, предписывалось иметь поступательную скорость. Летчик-инструктор "Сикорский Эркрафт" Том Кинзли продемонстрировал русским возможности S-58 на случай реального отказа. Том на высоте 200 м на режиме висения выключил двигатель, завалил вертолет вперед, в снижении на угле 20 градусов набрал скорость и, круто развернувшись на 360 градусов, приземлился почти без пробега точно в том месте, над которым только что висели.

Кинзли пояснил, что такое стало возможным во многом, благодаря конструкции хвостовой части фюзеляжа.

Под конец пребывания делегации Сикорский принял в Стратфорде Кузнецова и Есаулова. В декабре 1960-го два S-58 (в модификации HUS-1Z/VH-34D "президентского морской пехоты") приняла советская сторона. Их покрыли из пульверизатора застывающим резинообразным веществом и отправили в СССР морем. В Москву они прибыли в марте 1961-го. Один поступил в ЛИИ, а другой - на ЛИС МВЗ.

На "милевском" S-58 проводились различные исследования, например, замерялись напряжения в лопастях, для выявления причин высокого ресурса и сравнивались летно-технические характеристики. В ЛИИ определили все летно-технические характеристики, сняли балансировочные данные, напряжения во всех основных частях при различных нагрузках, запасы по флаттеру, земному резонансу, характеристики силовой установки и т.д.
Subscribe

  • Пленник

    В России по прилету задержали Навального. И правильно. Он Родину предал. Родина постановила Навального убить. Послала лучших своих сыновей опрыскать…

  • ЯЗЫКОВОЙ ВОПРОС В ШВЕЙЦАРИИ

    В связи с переходом сферы обслуживания в Украине на украинский язык, мне часто попадается на глаза тезис: «Вот, в Швейцарии четыре языка, и ничего».…

  • (no subject)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 417 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Пленник

    В России по прилету задержали Навального. И правильно. Он Родину предал. Родина постановила Навального убить. Послала лучших своих сыновей опрыскать…

  • ЯЗЫКОВОЙ ВОПРОС В ШВЕЙЦАРИИ

    В связи с переходом сферы обслуживания в Украине на украинский язык, мне часто попадается на глаза тезис: «Вот, в Швейцарии четыре языка, и ничего».…

  • (no subject)